Из школьного курса биологии известно, что человек на 60% состоит из воды. Без нее невозможны обменные процессы в организме. Обезвоживание грозит всем жизненным функциям. Но важен не только объём воды, которую мы пьём — для детей любого возраста воду нужно очищать.
В первые месяцы жизни дети крайне чувствительны, и изменения в их организме (особенно обезвоживание) происходят очень быстро. В частности, перегрев, переутомление, длительный понос или частая рвота приводят к потере воды. При появлении таких тревожных симптомов нужно срочно вызывать участкового врача или скорую помощь.
Дети постарше теряют воду, во время активных игр и занятий спортом. Их потребность в воде увеличивается и правильное питание ребенка приобретает особое значение. Потеря организмом всего 2% от общего объема жидкости уменьшает работоспособность на 20%. А потеря 3% уже грозит тепловым ударом. Тепловой удар возможен не только в жаркую погоду, но и когда ребенок одет слишком тепло, находится в закрытом помещении или в теплом транспорте.
Дети не всегда сразу ощущают жажду, теряя жидкость. Ваш ребенок может чувствовать усталость, вялость, он может жаловаться на головокружение и тошноту.
Обезвоживание вызывает не только плохое самочувствие, оно также сказывается на успехах в учебе. При потере значительного количества воды, повышается температура тела, в том числе и головного мозга. Снижается концентрация внимания, ухудшается краткосрочная память, возникают рассеянность и нервозность. Дети, страдающие от обезвоживания, часто неусидчивы, беспокойны, во время урока мешают одноклассникам и учителям.
Дело в том, что у малышей воды значительно больше, чем у взрослых. Поэтому так важно знать, чем поить ребенка и какой объем жидкости ему необходим.
- У детей в возрасте от года до десяти лет доля воды в организме составляет около 65%
- У новорожденных — 78%
- У недоношенных младенцев — все 90%
Хроническое обезвоживание у детей приводит к заболеваниям почек, пищеварительной системы и вегето-сосудистым расстройствам. Поэтому питьевому режиму детей надо уделять особое внимание: следить, чтобы ребенок восполнял потерянную жидкость и чтобы температура в помещении и одежда ребенка соответствовали погодным условиям и тому, чем он занимается.
Обязательно предоставлять детям свободный доступ к питьевой воде. Поэтому многие школы задумываются об установке питьевых фонтанчиков или диспенсеров.